(383)258-59-54, 375-29-98
630008, г. Новосибирск, ул.Аэропорт, 2/2
E-mail: 3572444@mail.ru
17.01.2012

Грунтовый каток: трудовые будни «тяжеловесов»

17.01.2012

 В данной статье редакция «СТТ» продолжает общение читателей с представителями ведущих компаний, выпускающих крупную уплотнительную технику. В минувшем году в первой части «круглого стола» игроками рынка были обстоятельно прокомментированы вопросы, касающиеся популярности типоразмеров машин. В частности, была отмечена склонность части российских подрядчиков стараться «решить все задачи одной машиной», а также рассмотрение среднетяжелых грунтовых катков (массой свыше 10 т) как почти «универсальных». В этом аспекте скорее технологического характера Россия принципиально отличается от Европы. Формирование отряда машин в первую очередь задает финансовая составляющая, тогда как у соседей – технологическая. Важным вопросом является стремление – в РФ довольно часто наоборот – оснастить грунтовый каток опциями по автоматическому контролю степени уплотнения (грунта). Даже при незначительном, но удорожании катка нередко полезные достижения науки и техники отечественный покупатель на машину не заказывает. Мнения специалистов по острой теме узнаем, прочитав вторую часть публикации. На фоне указанных выше весьма печальных примет текущей ситуации все участники нашей дискуссии «видят свет в конце тоннеля», веря, что рынок начнет расти. Правда, не так скоро. По совокупности прогнозов, которые давались до декабря 2014 года, давшего ряд крайне болезненных сигналов о состоянии экономики и перспективах выхода из кризиса, 2015 год будет трудным, и на активные продажи большинству производителей рассчитывать не стоит. Но сезон только начинается, следовательно, читатели, особенно строители и профессионалы, связанные со строительно-дорожной техникой, смогут очень скоро проверить на практике состоятельность сводного «предсказания», прозвучавшего со страниц нашего журнала. SOIL ROLLER: EVERY DAY WORKING LIFE OF «HEAVY-WEIGHTS» Maxim Rechmedin As it was mentioned in the first part of the Round Table, dedicated to the market of soil rollers in Russia, there outlined a stagnation concerning a demand for this type of technique. However, deliveries of this group machines to Russia from abroad, and just this tendency is prevailing at this moment, didn’t stopping. And it is quite in order, that in this formed situation of our country’s economy, which can last rather long, an ownership’cost of technique will interest users more stronger. Because amortization expenses, which are defined, in the first place, by machines’ price, always took a considerable part in the whole volume of expenses for contracting organizations.СТТ 1’2015 25 ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧЕНИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНИКА/КРУГЛЫЙ СТОЛ ЛИЗИНГ НОВОСТИ/СОБЫТИЯ • ÄÎÂÍ҇̉ ɇΉÂ‚, менеджер по продажам машин ООО «Амманн Руссланд»; • Ö‚„ÂÌËÈ ò˯ÍÓ‚ÒÍËÈ, руководитель региональных продаж ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис»; • å‡ÍÒËÏ áÂÌÓ‚ÒÍËÈ, региональный менеджер направления дорожно-строительной техники компании «Ферронордик Машины» (официальный дилер Volvo CE в России); • LJÎÂËÈ çËÁ‡ÏÛ‰ËÌÓ‚, территориальный руководитель по дорожно-строительной технике ООО «Катерпиллар Евразия»; • à„Ó¸ ì‰Ó‚˘ÂÌÍÓ, руководитель направления дорожных машин ООО «ДСТС» (дилер Shantui); • ÄÎÂÍ҇̉ óËÍÓ‚, коммерческий директор ООО «СюйГун Ру» (дочернее предприятие концерна XCMG); • ÇËÍÚÓ ÄÎÂÍÒ‚, продакт-менеджер отдела ДСТ ООО «НТК форклифт» (дилер Xiagong Group Sanming Htavy-Duty Machine CO., LTD, марка XGMA); • ëÚ‡ÌËÒ·‚ å‡ÍÒËÏÓ‚, менеджер проекта «ДСТ Китай» ГК «Русбизнесавто» (дилер SDLG); • ÄÁ‡Ï‡Ú ï‡Ò‡ÌÓ‚, специалист отдела маркетинга ООО «Уральский завод "Погрузчик"» (дилер LiuGong); • åËı‡ËÎ ÇËÌÓ„‡‰Ó‚, главный конструктор ООО «Завод Дорожных Машин»; • ÅÓ„‰‡Ì ç‡È‰ÂÌÓ‚, начальник отдела маркетинга и сбыта ЗАО «Амкодор-Пинск». Компаниям-производителям редакция «СТТ» направила шесть вопросов, которые мы сочли наиболее актуальными с точки зрения раскрытия темы. В рамках ответа на четвертый вопрос редакция попросила производителей самостоятельно оценить их вклад в инженерию современного грунтового катка, предложив следующую фор- мулировку: опишите главные инженерно-тех- нические решения, которые, по вашему мнению, отличают грунтовые катки компании от кон- курентов, включая патенты. äËËÎÎ ë‡ÙÓÌÓ‚, ééé «î‡È‡Ú ÅÓχ„ êÛÒ» Компания Bomag использует в вибро- блоке силиконовую смазку, рассчитан- ную на весь срок службы и не требую- щую замены. Виброблок катка охлаж- дается вентилятором внутри вальца, ему не нужно обслуживание, а в дей- ствие он приводится инерционно при движении катка. Уникальность состоит в том, что на наших грунтовых машинах отсутствуют какие-либо точки смазки, а значит, не требуется соответствующее обслуживание. Катки Bomag сконструи- рованы с учетом задачи минимизиро- вать эксплуатационные затраты. Капот открывается под углом 90 градусов и обеспечивает полный доступ ко всем элементам и точкам обслуживания – техникам не требуется поднимать ка- бину. Днище катка полностью защище- но от попадания уплотняемого мате- риала, все компоненты находятся внут- ри рамы, нет незащищенной проводки и шлангов. Вентиляция подкапотного пространства машин сконструирована таким образом, что забор воздуха про- изводится в самой высшей точке у ка- бины, где воздух наиболее чистый и прохладный, а выброс воздуха произво- дится в самой дальней от оператора точке – крае капота. Надо отметить патент Bomag – систему «Bomag Variocontrol», интеллектуальную систему уплотнения, когда в зависимости от достигнутой степени уплотнения бес- ступенчато изменяется амплитуда. Вни- мания также заслуживает полигональный валец «Bomag Deep Impact», который позволяет быстро достигать уплотнения на большую глубину. à艇 ɇ·‰‡ıχÌÓ‚, áÄé «ÄÚÎ‡Ò äÓÔÍÓ» В первую очередь при разработке кон- струкции обновленного поколения грун- товых катков внимание уделялось тех- нологическому аспекту, соответствию весовой группы катка и ожидаемой от него производительности, оптимизации соотношения статического и динамиче- ского воздействия на уплотняемый грунт. Оптимизированные характеристики лю- бой единицы из всего модельного ряда, состоящей из переднего модуля (отвечает за уплотнение) и заднего модуля (обес- печивает тяговые возможности катка), позволяют добиться максимально эф- фективного уплотнения за минимальное количество проходов, сокращая при этом эксплуатационные расходы. Не менее важный аспект – эксплуата- ционный. Уровень шума в кабине, сте- пень вибрационного воздействия на опе- ратора катка, обзорность, положение оператора для достижения максимальной обзорности при движении в обоих на- правлениях и эргономическое соответ- ствие органов управления выполняемым манипуляциям с ними – это те парамет- ры, от которых зависит длительность работы без остановок и перерывов. Для снижения уровня шума во избе- жание эффекта «акустического экрана» в кабине применяются гнутые стекла. Модуль управления катком, включающий кресло оператора, рулевую колонку и подлокотник со всеми органами управ- ления и информационный дисплей, име- ет возможность разворачиваться на 180 градусов, что позволяет оператору занять оптимальное положение при работе. Все органы управления сопровождают оператора при любых изменениях по- ложения модуля управления. При этом компактность модуля управления не пе- рекрывает обзорность при работе. Двигатель располагается на макси- мальном удалении от кабины – в заднем свесе, что в сочетании с боковым выду- вом воздуха, прошедшего через радиа- торы охлаждения, существенно снижает уровень шумового воздействия на опе- ратора. Кроме того, поперечное распо- ложение двигателя уменьшает габарит- ные размеры, снижает центр тяжести и повышает устойчивость катка, что осо- бенно важно при работе на неустойчи- вых и наклонных поверхностях. Компоновка силовой установки, ко- торая располагается сзади поперечно, помимо описанных выше преимуществобеспечивает беспрецедентный уровень сервисной доступности всех элементов подкапотного пространства, что дает существенное преимущество в следую- щем весьма важном аспекте – сервисном. Быстро проведенное обслуживание или ремонт значительно сокращают время простоя машины, что положительно сказывается на рентабельности обору- дования. ÄÎÂÍ҇̉ ɇΉÂ‚, ééé «ÄÏχÌÌ êÛÒÒ·̉» Грунтовые катки Ammann по-прежнему являются единственными в мире маши- нами без моста – гидромоторы вращают бортовые редукторы задних колес. Такая концепция дает целый ряд преимуществ. Во-первых, отсутствие моста позволило разместить двигатель ниже и сместить центр тяжести катка ближе к земле. Как результат, у машины значительно воз- росла поперечная устойчивость. Появи- лась возможность сократить колесную базу и сделать машину компактнее и ма- невреннее. Значительно улучшилась об- зорность из кабины, закрытые зоны су- щественно сокращены. Во-вторых, такая конструкция позволяет максимально точно распределять тяговое усилие между каждым из колес и вальцом. В сочетании с системой AmmannTractionControl (ATC), которая входит в ба- зовую комплектацию, наши катки демон- стрируют отличную проходимость без пробуксовок даже на песчаных грунтах. Ö‚„ÂÌËÈ ò˯ÍÓ‚ÒÍËÈ, ééé «ÇËÚ„ÂÌ-àÌÚÂ̇ˆËÓ̇θ-ëÂ‚ËÒ» Главным инженерно-техническими ре- шением, которое выгодно отличает наши грунтовые катки от остальных, является система динамического уплотнения, раз- работанная фирмой Hamm около 25 лет назад и зарекомендовавшая себя в раз- личных странах мира и известная как осцилляция. Эта система, объединив- шись с классической вибрацией в одном вальце VIO, значительно расширила сег- мент решаемых задач, стоящих перед грунтовыми катками. В зависимости от условий работы и характеристик уплот- няемого материала оператор из кабины может выбрать режим работы катка с классической вибрацией или режим ос- цилляции. Так, в начале уплотнения опе- ратор устанавливает режим вибрации для уплотнения нижней части слоя, а по мере набора плотности включает ос- цилляцию для уплотнения верхней части. Дело в том, что по мере набора плотно- сти нижней части слоя верхняя часть может разуплотниться. Осцилляция спо- собствует качественному уплотнению верхней части слоя. Осцилляция эффек- тивно применяется там, где запрещено использовать вибрацию. А из новинок я бы отметил Variocrusher, т.н. дробильный валец. Это валец с запатентованной системой держателей различных видов резцов и насадок, воб- равший в себя все нестандартные для грунтового катка возможности приме- нения в процессе дробления, измельче- ния и уплотнения как горной породы, так и бетонных покрытий. Данная но- винка от Hamm открывает новые гори- зонты применения грунтовых катков. å‡ÍÒËÏ áÂÌÓ‚ÒÍËÈ, ÍÓÏÔ‡ÌËfl «îÂÓÌÓ‰ËÍ å‡¯ËÌ˚» (Volvo CE) Кардинальные отличия в грунтовых кат- ках разных производителей найти слож- но, на первое место сегодня выходят надежность машин, удобство эксплуата- ции, многовариантные характеристики вибрации, экономия топлива и ГСМ, скорость и качество технического об- служивания. И здесь по совокупности этих факторов грунтовые катки Volvo существенно выделяются на фоне осталь- ных производителей. LJÎÂËÈ çËÁ‡ÏÛ‰ËÌÓ‚, ééé «ä‡ÚÂÔËη Ö‚‡ÁËfl» Для уплотнения грунта и скальных пород компания Caterpillar предлагает модель- ный ряд высокопроизводительных кат- ков новой В-серии. И именно уникальные конструктивные решения грунтовых ма- шин обеспечивают их высокую произво- дительность, надежность и эксплуата- ционную гибкость. По нашему мнению, к кардинальным отличиям машин CAT смело можно от- нести следующие технические новации. В области ходовой системы предлага- ется уникальное решение со сдвоенными гидронасосами, позволяющее сбаланси- рованно распределять отдельные гид- равлические потоки между приводами заднего моста и вальца, что обеспечивает исключительно высокое тяговое усилие и способность преодоления крутых подъемов. Самоблокирующийся диффе- ренциал обеспечивает оптимальную пе- редачу крутящего момента. Причем мощ- ности у машины хватает также и на ис- пользование опционального планиро- вочного отвала. СТТ 1’2015 26 ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧЕНИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНИКА/КРУГЛЫЙ СТОЛ ЛИЗИНГ НОВОСТИ/СОБЫТИЯЧто касается вибросистемы, то Caterpillar использует запатентованную мо- дульную конструкцию корпусов распо- ложения эксцентриковых грузов. Два эксцентрика, каждый из которых раз- мещен в отдельном модуле, имеют по- лости, заполненные стальной дробью. При изменении вращения эксцентрика изменяется позиционирование дроби внутри него – масса эксцентрика уве- личивается или уменьшается, что опре- деляет амплитуду вибрации. Данная кон- струкция обеспечивает интервал обслу- живания системы вибрации до 3000 мо- точасов или трех лет. Все грунтовые катки CAT последнего поколения оснащены революционной си- стемой MDP, измеряющей степень уплот- нения грунта на основе замера энергии двигателя, затраченной на сопротивление качению вальца и корреляции ее в еди- ницы уплотнения. Данное решение поз- воляет оператору машины определить момент, когда уплотнение достигает за- данных проектом значений, что повышает производительность работ, а также обес- печивает равномерное уплотнение. Си- стема обеспечивает точное измерение степени уплотнения на всех грунтах как с кулачковыми обечайками, так и без них, как с включенной вибрацией, так и с вы- ключенной. Принцип ее работы карди- нально отличается от систем измерения степени уплотнения на базе акселеромет- ра, используемой повсеместно на грун- товых катках других производителей. Суть механики системы MDP можно опи- сать на следующем примере. Представьте себе человека, который толкает тележку перед собой по рыхлому грунту и по ров- ной твердой уплотненной поверхности: усилий для перемещения тележки по рых- лому грунту человек приложит больше, чем по уплотненной поверхности. Пре- имущество нашей разработки в том, что система измеряет степень уплотнения как с включенной вибрацией, так и в режиме статического уплотнения. Она обеспечи- вает измерение степени уплотнения грунта с установленной на валец кулачковой обе- чайкой. Возможность измерить степень уплотнения при выключенной системе вибрации может быть использована как контрольно-поверочная процедура по за- вершении уплотнения. Уплотненный от- сыпанный слой не повреждается. При ис- пользовании системы MDP в комплексе с системой глобального позиционирова- ния оператор получает возможность кар- тографирования уплотняемой поверхно- сти с обозначением наиболее и наименее уплотненных зон. à„Ó¸ ì‰Ó‚˘ÂÌÍÓ, ééé «Ñëíë» (Shantui) Объективно выделить какие-то инже- нерно-технические «изюминки», отли- чающие грунтовые катки Shantui от ки- тайских конкурентов, сложно. Многие производители применяют в конструк- ции катка схожие технические решения, которые, в свою очередь, как правило, заимствуют у мировых лидеров. Исполь- зуются одни и те же двигатели, одни и те же гидронасосы и гидромоторы. Но немногие производители действительно производят, а не собирают катки. За ис- ключением двигателей и импортной гид- равлики, все элементы, детали, узлы и агрегаты грунтовых катков Shantui собст- венного производства. При этом для многих других китайских производите- лей фирма является поставщиком веду- щих мостов, редукторов трансмиссии и кабин. Это лишнее подтверждение ка- чества продукции Shantui и ее авторитета на рынке строительной техники. ÄÎÂÍ҇̉ óËÍÓ‚, ééé «ë˛ÈÉÛÌ êÛ» (XCMG) Привод наших катков представляет со- бой закрытую гидравлическую систему, собранную из импортных комплектую- щих. Это обеспечивает машинам хоро- шие характеристики привода и высокую способность преодолевать подъемы. Че- тырехскоростное бесступенчатое пере- ключение скоростей гарантирует опти- мальную скорость при проведении работ в различных условиях. При разработке системы трансмиссии инженерами XCMG использован импорт- ный тяжелый приводной мост, снабжен- ный дифференциалом с защитой от скольжения, что гарантирует максималь- ную силу тяги при любой рабочей си- туации. Вибрационные возможности катков создает закрытая гидравлическая систе- ма. Она состоит из импортных насоса и мотора переменного потока с двумя частотами и амплитудами, что макси- мально оптимизирует работу в любом режиме. ÇËÍÚÓ ÄÎÂÍÒ‚, ééé «çíä ÙÓÍÎËÙÚ» (XGMA) Кардинально грунтовые катки различных производителей из Китая не отличаются. При этом завод Xiagong Group Sanming Heavy-Duty Machine CO., LTD регулярно проводит разработки и внедряет техни- ческие решения, позволяющие снизить вибрационное и шумовое воздействие на оператора, улучшить ходовые качества машин и их вибрационную эффектив- ность. ëÚ‡ÌËÒ·‚ å‡ÍÒËÏÓ‚, Éä «êÛÒ·ËÁÌÂÒ‡‚ÚÓ» (SDLG) В основных моделях SDLG установлены специальные малооборотистые двига- тели, характеризующиеся большей эко- номичностью в сравнении с предложе- нием конкурентов в том же классе. В гидравлической системе используются передовые технологии герметизации для предотвращения утечек масла, воды и воздуха. Данная система положила на- чало выпуску продуктов, имеющих схо- жую конструкцию. В двигателях модельного ряда приме- няются воздушные фильтры, которые 27 СТТ 1’2015 ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧЕНИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНИКА/КРУГЛЫЙ СТОЛ ЛИЗИНГ НОВОСТИ/СОБЫТИЯблагодаря высокой степени очистки воз- духа помогают содержать агрегатную часть в сохранности. Новая электронная приборная панель характеризуется элегантностью, эрго- номичностью элементов и удобством. Кабина машин разработана совместно с Volvo. Отличительными особенностями ее функциональности можно назвать комфорт и привлекательный внешний вид. Кондиционер, расположенный сна- ружи, делает кабину более комфорта- бельной. Благодаря хорошей гермети- зации шум на 10 дБ ниже, чем у анало- гичных катков того же класса у наших конкурентов. Конструкция вальца разработана в со- ответствии с технологией компании Volvo. При вибрации напряжение распре- деляется по всей поверхности вала, что увеличивает срок службы подшипников. ÄÁ‡Ï‡Ú ï‡Ò‡ÌÓ‚, ééé «ì‡Î¸ÒÍËÈ Á‡‚Ó‰ "èÓ„ÛÁ˜ËÍ"» (LiuGong) На предлагаемых нашей компанией грун- товых катках марки LiuGong исполь- зуются комплектующие ведущих постав- щиков компонентов: двигатели Cummins, гидронасосы и гидромоторы Sauer, мо- сты Carraro. åËı‡ËÎ ÇËÌÓ„‡‰Ó‚, ééé «á‡‚Ó‰ ÑÓÓÊÌ˚ı 凯ËÌ» В своей работе при создании конструк- ций катков мы как стараемся опираться на опыт и разработки отечественных инженеров, наших земляков и предше- ственников из г. Рыбинска, известного среди производителей уплотнительной техники, так и перенимаем и следим за разработками западных производителей. Стараемся следовать требованиям рынка, в том числе предлагать решения, не усту- пающие зарубежным, но по более при- влекательной цене. ÅÓ„‰‡Ì ç‡È‰ÂÌÓ‚, áÄé «ÄÏÍÓ‰Ó-èËÌÒÍ» Наверное, объективно мне сложно вы- делить инженерно-технические реше- ния, которые бы кардинально отличали катки нашего производства от катков компаний-конкурентов. В грунтовых катках производства ЗАО «Амкодор» соблюдены традиционные решения, включающие прибор контроля управления грунта; кулачковый бандаж для уплотнения мерзлых грунтов и су- глинков; вибровалец с вибратором двух- режимного типа; комфортабельную ка- бину оператора. Задавая производителям предпоследний во- прос, мы попытались осветить крайне важный аспект, связанный с оперативным контролем качества производства работ. Грунтовые катки ведущих мировых производителей могут осна- щаться рядом приборов, позволяющих опе- ратору получать обратную связь, не покидая рабочее место. Вопрос был сформулирован следующим образом: электронный автомати- ческий контроль результатов уплотнения (грун- та): востребована ли опция на рынке РФ? По возможности опишите «портрет» покупателя таких машин. äËËÎÎ ë‡ÙÓÌÓ‚, ééé «î‡È‡Ú ÅÓχ„ êÛÒ» Bomag является первопроходцем и ми- ровым лидером в области контроля сте- пени уплотнения, и первые подобные системы были разработаны почти 30 лет назад. Для грунтовых катков предлагают- ся системы «Bomag E-VIB Meter» и «Bomag Terrameter». Они показывают сте- пень уплотнения в МН/м2, сохраняют в памяти и выводят результаты работы на печать на штатный принтер в кабине. Системы «Bomag Compaction Management» (BCM) и «BCM NET» позволяют передавать данные по GSM, видеть в ре- жиме реального времени уплотненные и неуплотненные участки на электронной карте через GPS, взаимодействовать не- сколькими катками – оператор видит не только результаты своей работы, но и результаты коллег в режиме реального времени. Все вышеуказанные опции не обязательно заказывать на заводе, их можно докупить и установить на любой каток уже после покупки. Опции конт- роля результатов работы становятся все более популярными у российских строи- телей, но пока в основном это простые системы «Bomag E-VIB Meter» и «Bomag Terrameter». Мы продаем много таких систем. Их типичный потребитель – со- временный хозяйственник, который идет в ногу со временем и хочет сэкономить деньги, уменьшая количество проходов, экономя при этом дизтопливо, и сокра- щать сроки выполнения работ, также при этом значительно снижая риски того, что заказчик не примет объект, не будучи уверенным в гарантированном ему результате уплотнения. Таких кли- ентов становится все больше и больше. à艇 ɇ·‰‡ıχÌÓ‚, áÄé «ÄÚÎ‡Ò äÓÔÍÓ» Недоуплотнение грунта в процессе ра- боты, несомненно, является браком, но тем не менее переуплотнение также не- сет в себе ряд негативных моментов. В СТТ 1’2015 28 ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧЕНИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНИКА/КРУГЛЫЙ СТОЛ ЛИЗИНГ НОВОСТИ/СОБЫТИЯСТТ 1’2015 29 первую очередь это напрасно израсхо- дованное топливо, рабочее время опе- ратора и ресурс катка. Кроме того, работа по переуплотненному грунту весьма не- гативно сказывается на подвижных эле- ментах и компонентах катков, таких как резинометаллические амортизаторы вальца, очищающие скребки, рулевой шарнир и другие элементы системы ру- левого управления. При работе по пе- реуплотненному грунту и неверно вы- бранной рабочей скорости может воз- никнуть такое явление, как «двойной от- скок» вальца. И порой ввиду высокого уровня виброизоляции кабины распо- знать его может только опытный опера- тор. Противостоять данному явлению поможет плотномер с функцией актив- ного контроля двойного отскока вальца. «Активность» данной системы заключа- ется в том, что система автоматически в случае распознавания «двойного от- скока» уменьшит амплитуду колебаний (для катков с оптимизатором уплотнения DCO, имеющих бесступенчатую регули- ровку амплитуды вибрации) либо пол- ностью ее отключит (для стандартных катков с двухамплитудной вибрацией). В дополнение на информационном дис- плее будет представлена предупреждаю- щая информация, сигнализирующая о возникновении «двойного отскока» и необходимости изменения амплитуды вибрации. В обычных условиях для предотвра- щения переуплотнения грунта на ин- формационный дисплей постоянно вы- водятся данные о величине достигнутого относительного уплотнения. На сегодняшний день этой системой оснащено около 15% парка грунтовых катков, и с каждым годом количество машин с плотномером растет. Планиру- ется активное внедрение данной системы на машинах, продаваемых арендным ком- паниям, пользователи которых порой мало беспокоятся о техническом состоя- нии арендуемой техники. Анализатор уплотнения является «рас- ширенной» версией плотномера и поз- воляет проводить картографирование участков с различным уровнем плотности и вести протоколирование и полную фиксацию достигнутых величин уплот- нения на всем рабочем объекте. Резуль- таты могут быть перемещены на съемные носители и приложены в качестве от- четных материалов производителями работ при сдаче объекта заказчикам. ÄÎÂÍ҇̉ ɇΉÂ‚, ééé «ÄÏχÌÌ êÛÒ·̉» В настоящее время Ammann предлагает несколько решений задач контроля уплотнения грунта. Самая простая и до- ступная система – ACI (Ammanncompactionindicator). Ее функционал основан на измерении относительной жесткости уплотняемой поверхности и отображе- нии результатов на экране монитора в кабине оператора. Более продвинутое и интересное ре- шение – ACEForce (доступно для всех грунтовых катков массой от 7 т). Это не только постоянный мониторинг процес- са уплотнения, но и функции контроля за работой оператора: устройство хранит в памяти информацию о каждом проходе (жесткость грунта/частота, ампли ту - да/скорость катка) и способно переда- вать ее для дальнейшей обработки и ана- лиза. Наконец, система ACEPro (доступна для катков 11 и 15 т) – это не только ин- формация о работе вибросистемы и со- стоянии грунта под вальцом, но и плюс к тому автоматическое управление ам- плитудой и частотой виброузла в зави- симости от текущей жесткости уплот- няемой поверхности. Интерес к этим системам растет из года в год, однако хотелось бы видеть большую активность со стороны поку- пателей. Ведь именно на грунтовых кат- ках такие решения максимально «рас- крываются» и позволяют почти пол- ностью избежать брака при уплотнении и увеличить рентабельность работы кат- ка. Причем дело даже не в деньгах (оп- ция ACEForce добавит к цене самой по- пулярной и продаваемой машины ASC 150D не более 4%), а скорее в отсутствии должной связи между людьми, которые осуществляют закупки, и теми, кто от- вечает за сами работы и их качество. Соответственно, покупатель, который готов вкладывать в подобные системы, – это знающий, современный руково- дитель, отдающий себе отчет в том, что, переплатив за опцию при покупке, он впоследствии значительно сократит ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧЕНИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНИКА/КРУГЛЫЙ СТОЛ ЛИЗИНГ НОВОСТИ/СОБЫТИЯстоимость владения катка. Ведь опера- тор будет работать «зряче»: без лишних проходов, а уплотнение удастся про- изводить равномерно на всем участке, плюс с коэффициентом, соответствую- щим техническому заданию. Ö‚„ÂÌËÈ ò˯ÍÓ‚ÒÍËÈ, ééé «ÇËÚ„ÂÌ-àÌÚÂ̇ˆËÓ̇θ-ëÂ‚ËÒ» Сегодня у фирмы Hamm есть все воз- можности получения и обработки дан- ных об уплотнении в процессе выпол- нения работ, а также корректировки и подбора режима работы на базе полу- ченных данных, т.е. управления процес- сом уплотнения. Но для РФ система контроля качества остается все еще но- вовведением, так как требует опреде- ленного внутреннего порядка от орга- низации. А дефицит квалифицирован- ных кадров, отсутствие единой системы приемки выполненных работ заказчи- ком, отсутствие технической докумен- тации, которая описывала бы весь со- временный опыт применения грунтовых катков, и прочие факторы делают си- стему контроля качества недооцененной в глазах подрядчиков. å‡ÍÒËÏ áÂÌÓ‚ÒÍËÈ, ÍÓÏÔ‡ÌËfl «îÂÓÌÓ‰ËÍ å‡¯ËÌ˚» (Volvo CE) Наиболее часто машины с подобными опциями приобретают крупные компа- нии, поскольку стоимость подобных си- стем существенна. Опция очень удобна в использовании, позволяет избежать недоуплотнения и переуплотнения ма- териала, упрощает контроль и планиро- вание работ. LJÎÂËÈ çËÁ‡ÏÛ‰ËÌÓ‚, ééé «ä‡ÚÂÔËη Ö‚‡ÁËfl» Заказчики, принимающие участие в тен- дерах на большие дорожно-строительные проекты, проявляют все больший инте- рес к системам автоматического конт- роля степени уплотнения грунта, так как речь идет о значительной экономии времени, необходимого для уплотнения основания дорожной одежды, и каче- ственном выполнении проекта. Подряд- чик, имеющий машины, оснащенные си- стемами автоматического контроля ка- чества выполняемых работ, имеет боль- ше шансов стать победителем дорожно- строительного тендера. Сегодня заказ- чики на строительство дорог включают новые требования к организациям, вы- полняющим ремонт и строительство до- рог (например, выполнение 3D-модели строительного объекта, использование систем, отслеживающих состояние до- рожного полотна на момент сдачи вы- полненного проекта заказчику). Такие требования вводятся в условия электрон- ных торгов для повышения качества ра- бот и отсечения на этапе квалифика- ционного отбора компаний, не имеющих необходимого опыта. Грунтовые катки Caterpillar оснащены уникальной систе- мой измерения степени уплотнения лю- бых грунтов, с возможностью картогра- фирования уплотняемого участка на ос- нове глобальной спутниковой навига- ционной системы (GNSS). à„Ó¸ ì‰Ó‚˘ÂÌÍÓ, ééé «Ñëíë» (Shantui) Электронный автоматический контроль степени уплотнения – очень нужная и полезная опция. Она позволяет опера- тору в режиме реального времени, не вылезая из кабины и не обращаясь к по- сторонней помощи, контролировать процесс своей работы, не делать лишних проходов, экономит время и топливо. Увеличение одного рабочего цикла уплотнения всего на один проход влечет рост увеличения эксплуатационных рас- ходов до 25%. Чтобы грамотно рассчи- тать производительность и экономиче- скую эффективность используемой для уплотнения техники, важно оценивать текущую плотность грунта, которая мо- жет меняться из-за рельефа и состава основания под уплотняемым грунтом. Покупателями катков, оборудованных системами автоматического контроля результатов уплотнения, являются круп- ные подрядные организации, работаю- щие на объектах, строящихся за счет бюджетных средств. На таких стройках проводится последовательная политика контроля качества производства работ, что заставляет подрядчиков совершен- ствовать технологии и приобретать со- ответствующие технические средства. СТТ 1’2015 30 ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧЕНИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНИКА/КРУГЛЫЙ СТОЛ ЛИЗИНГ НОВОСТИ/СОБЫТИЯСТТ 1’2015 31 ÄÎÂÍ҇̉ óËÍÓ‚, ééé «ë˛ÈÉÛÌ êÛ» (XCMG) Наши клиенты, как правило, отказы- ваются от данной опции. ÇËÍÚÓ ÄÎÂÍÒ‚, ééé «çíä ÙÓÍÎËÙÚ» (XGMA) Автоматический контроль степени уплотнения как опция востребован ско- рее на тандемных дорожных катках, где он позволяет существенно снизить время выполнения работ и повысить их общее качество. На грунтовых катках отечественного или китайского про- изводства российские подрядчики- строители вполне обходятся без подоб- ных систем. ëÚ‡ÌËÒ·‚ å‡ÍÒËÏÓ‚, Éä «êÛÒ·ËÁÌÂÒ‡‚ÚÓ» (SDLG) На нашем рынке опция электронного автоматического контроля уплотнения грунта востребована слабо. Запросы на подобную комплектацию поступают от клиентов очень редко. ÄÁ‡Ï‡Ú ï‡Ò‡ÌÓ‚, ééé «ì‡Î¸ÒÍËÈ Á‡‚Ó‰ "èÓ„ÛÁ˜ËÍ"» (LiuGong) Установку данного дополнительного оборудования запрашивают не так часто, в большинстве случаев устанавливаем для крупных дорожно-строительных компаний. åËı‡ËÎ ÇËÌÓ„‡‰Ó‚, ééé «á‡‚Ó‰ ÑÓÓÊÌ˚ı 凯ËÌ» Автоматический контроль уплотнения грунта включен в перечень дополни- тельных опций, предлагаемых покупа- телям нашей техники. Но на сегодняш- ний день только порядка 5% грунтовых катков нашего производства комплек- туются данной опцией. Описать порт- рет покупателя таких машин пробле- матично, так как выбор опции часто обусловлен не личным желанием кон- кретного покупателя, а требованием технического задания к технике для производства работ, под которые и по- купается техника. ÅÓ„‰‡Ì ç‡È‰ÂÌÓ‚, áÄé «ÄÏÍÓ‰Ó-èËÌÒÍ» Функция оперативного контроля резуль- татов уплотнения (грунта) на рынке РФ востребована слабо. Подводя черту, редакция еще раз решила чуть- чуть «потеребить нервы» всем участникам об- суждения, задав им весьма неудобный вопрос: какие узлы грунтового катка, по вашему мнению и по практике, являются «слабым звеном» и как производитель борется с проблемой? От себя автор хотел бы отметить оригинально- бравурный стиль ответа производителя катков Hamm (компании Wirtgen). äËËÎÎ ë‡ÙÓÌÓ‚, ééé «î‡È‡Ú ÅÓχ„ êÛÒ» Узел шарнирного сочленения, в про- стонародье «шарнир», постоянно нахо- дится в работе, соединяя в одной точке две тяжелые полурамы катка. При от- сутствии надлежащего ухода, в т.ч. свое- временной смазки, «шарнир» может раз- рушиться, и это повлечет за собой до- рогостоящий ремонт. Но у Bomag «шар- нир» не требует обслуживания и не име- ет точек смазки, в отличие от конку- рентов, и является практически «веч- ным». «Шарнир» крепится к рамам толь- ко болтами, без сварки. à艇 ɇ·‰‡ıχÌÓ‚, áÄé «ÄÚÎ‡Ò äÓÔÍÓ» Работоспособность и общий ресурс катка в большей степени предопределяются своевременностью проведения техни- ческого обслуживания. Соответствие графику обслуживания, использование оригинальных расходных и качествен- ных смазочных материалов обеспечит беспроблемную эксплуатацию катков до 15-20 тысяч моточасов и выше. ÄÎÂÍ҇̉ ɇΉÂ‚, ééé «ÄÏχÌÌ êÛÒ·̉» Нужно понимать, что грунтовый каток – это машина, в которой многие узлы и агрегаты с инженерной точки зрения подвержены крайне негативному воз- действию – регулярной вибрации. Ammann выпускает грунтовые катки существующей концепции уже долгие годы. Это отлично проработанные маши- ны – все «слабые звенья» давно выявлены и устранены. Правильная установка узлов и агрегатов в совокупности с использова- нием продукции только от признанных мировых лидеров – Cummins, Bosch, Danfoss, SKF, EATON – позволяет гарантиро- вать безотказную работу катка. С точки зрения эксплуатационных ха- рактеристик «тонким местом» всегда яв- ляется правильный баланс между разве- совкой машины по осям и ходовыми ка- чествами. Чем больше нагрузка на пе- реднюю ось, тем выше уплотняющая способность, но снижается тяговая спо- собность машины. Компромисс, позво- ляющий нам быть всегда выше машин- одноклассников конкурентов, достига- ется за счет безмостовой схемы в соче- тании с системой AmmannTractionControl. И, конечно, благодаря виброузлу, четко спроектированному под каждую модель катка индивидуально. Ö‚„ÂÌËÈ ò˯ÍÓ‚ÒÍËÈ, ééé «ÇËÚ„ÂÌ-àÌÚÂ̇ˆËÓ̇θ-ëÂ‚ËÒ» Если говорить о слабых местах грунтовых катков, то их нет! Вы ждали другого от- вета от представителя производителя с мировым именем и более чем 100-лет- ними традициями производства уплот- нительной техники? Но хочу напомнить, что грунтовые катки, как и любые меха- низмы, требуют своевременного обслу- живания. И хотя спектр применения грунтовых катков с каждым годом ста- новится шире, не нужно забывать, что это не полностью универсальная машина и применять ее необходимо строго по назначению! Тогда каток прослужит дол- гую и верную службу во благо эксплуа- тирующей организации. LJÎÂËÈ çËÁ‡ÏÛ‰ËÌÓ‚, ééé «ä‡ÚÂÔËη Ö‚‡ÁËfl» Каждая система и ее компоненты имеют свой заложенный конструкцией срок службы, который при правильной экс- плуатации и своевременном проведении технического обслуживания может быть превышен в два-три раза. В конструкции грунтового катка CAT «слабое звено» не выявлено при условии соблюдения пра- ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧЕНИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНИКА/КРУГЛЫЙ СТОЛ ЛИЗИНГ НОВОСТИ/СОБЫТИЯСТТ 1’2015 32 ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧЕНИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНИКА/КРУГЛЫЙ СТОЛ ЛИЗИНГ НОВОСТИ/СОБЫТИЯ вил эксплуатации. Можно сказать, что «слабым звеном» грунтового катка яв- ляется оператор. Машина с автомати- зированной системой контроля степени уплотнения грунта не допустит пере- уплотнения основания и подстилающих слоев дорожной одежды, предупредит нежелательные нагрузки на вибросисте- му и крепление вальца, то есть сведет к минимуму риски, связанные с человече- ским фактором. à„Ó¸ ì‰Ó‚˘ÂÌÍÓ, ééé «Ñëíë» (Shantui) Однозначно выделить самые слабые ме- ста грунтового катка сложно. У разных производителей и моделей они свои. Но объективно наиболее нагруженными являются узлы и детали вибрационной системы – редукторы, подшипники, ре- зиново-металлические амортизаторы и др. Методы и способы борьбы компании SHANTUI за повышение качества и уро- вень надежности своих катков являются традиционными для всех ведущих ми- ровых производителей уплотнительной техники. В основе расчет, проектиро- вание и изготовление несущих метал- локонструкций, деталей и узлов с мно- гократным запасом прочности; исполь- зование компонентов только ведущих специализированных производителей, будь то подшипники, редукторы или эле- менты гидравлики; тщательный много- уровневый контроль качества производ- ства, сборки и испытаний грунтовых катков SHANTUI. ÄÎÂÍ҇̉ óËÍÓ‚, ééé «ë˛ÈÉÛÌ êÛ» (XCMG) Возможно, у нас еще недостаточно боль- шой опыт продажи катков, но не могу сказать о системных ошибках в комплек- тации либо в конструкции техники XCMG. Детские болезни, которые были в конце 2000-х, уже успешно вылечены, а новые пока себя не проявили. ÇËÍÚÓ ÄÎÂÍÒ‚, ééé «çíä ÙÓÍÎËÙÚ» (XGMA) Грунтовые катки – один из самых бес- проблемных видов техники. Учитывая тот факт, что дорожные и грунтовые катки завод Xiagong Group Sanming Heavy-Duty Machine CO., LTD производит более 60 лет (это предприятие первым в Китае наладило серийное производство катков), все «детские болезни» давно вылечены. Иногда бывают проблемы с электрикой, но в РФ они связаны с не- соблюдением условий эксплуатации или хранения машин. Все поставляемые в Россию катки XGMA оснащаются дви- гателями Cummins, гидравлическими компонентами хода Rexroth и Sauer и гидравликой вибрации Permco, вибра- ционными подшипниками SKF и т.п. Все это делает машины надежными, а их эксплуатацию и обслуживание – про- стыми и дешевыми. В случае когда парк уплотняющего оборудования собран из катков XGMA, клиенту обеспечивается максимальная унификация парка, бла- годаря которой снижаются затраты на закупку и хранение запчастей и рас- ходных материалов, ремонт и прове- дение ТО. ëÚ‡ÌËÒ·‚ å‡ÍÒËÏÓ‚, Éä «êÛÒ·ËÁÌÂÒ‡‚ÚÓ» (SDLG) Самое слабое звено в катке – это рабочий орган, т.е. составляющие вальца (под- шипники, гидромоторы, клапаны и т.п.). Как уже указывалось выше, конструкторы завода SDLG обратили особое внимание на данную часть техники. Да и на складах нашей компании всегда находится ши- рокий спектр запчастей на всю линейку продаваемой техники. ÄÁ‡Ï‡Ú ï‡Ò‡ÌÓ‚, ééé «ì‡Î¸ÒÍËÈ Á‡‚Ó‰ "èÓ„ÛÁ˜ËÍ"» (LiuGong) У грунтовых катков LiuGong нет откро- венно слабых мест. Машины очень сба- лансированы и надежны, что подтвер- ждают уже более 3000 клиентов по всей России. åËı‡ËÎ ÇËÌÓ„‡‰Ó‚, ééé «á‡‚Ó‰ ÑÓÓÊÌ˚ı 凯ËÌ» На машинах нашего производства нет явно выраженных «слабых звеньев». Есть хорошее сочетание цены и качества. Основной проблемой для техники оте- чественного производства является не- кий стереотип в подходе к культуре ра- боты и обслуживания по сравнению с «иномарками», где наблюдается более трепетное отношение и отсутствует пре- небрежение к требованиям и рекомен- дациям производителей. ÅÓ„‰‡Ì ç‡È‰ÂÌÓ‚, áÄé «ÄÏÍÓ‰Ó-èËÌÒÍ» Во время проверочного этапа эксплуа- тации катка удалось определить слабые места конструкции – это самоотворачи- вание крепежа во время работы с виб- ратором. Для предотвращения самоот- ворачивания крепежа применяются в комплексе тарельчатые пружинные шай- бы и анаэробные клеи-герметики с после- дующим контролем момента затяжки. Данные решения в совокупности дали положительный эффект. *** Ну вот, уважаемые читатели, наша встре- ча с представителями рынка уплотни- тельной техники подошла к концу. Те- перь перед вами полная картина мнений, которые порой резко отличаются или выдают скрытые желания сделать до- полнительную рекламу продукции. Тем не менее в объективности большей части оценок сомневаться повода нет. Дело осталось за «малым» – выбрать для себя достойную машину для уплотнения грун

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных